5 октября 2015 года

 

Один из вопросов, возникающих перед любой авиакомпанией, если речь идет о возможностях приема и передачи данных на борту, какое техническое решение предпочесть – работающее в Ku- или Ka-диапазоне? Многое, впрочем, будет зависеть от конкретной полосы пропускания и каждого отдельно взятого покрытия.

Некоторые эксперты заведомо пришли к положительным оценкам возможностей Ka-диапазона. Ku-диапазон успел завоевать свою нишу, и его дальнейшее развитие и использование вполне обосновано. Однако также очевидно, что срез технических возможностей того или иного диапазона должен быть некоторым образом переосмыслен, если говорить о предоставлении услуг спутниковой связи авиакомпаниям в ближайшие двадцать лет.  

Ka – это ускоренная версия зарекомендовавшего себя эффективным L-диапазона. Диапазон, таким образом, выглядит обещающим, однако оценить его возможности полностью можно будет лишь после его доступности в глобальном луче. На сегодняшний день его позиционирование это, во многом, лишь маркетинговые манипуляции, и насколько оправдаются профессиональные ожидания – вопрос времени.

Для большинства же авиакомпаний, необходимым образом оборудующих свои воздушные суда, возникнет вопрос рыночного «различия» при выбранной ими стратегии. Потому как воздушное пространство формирует определенный лимит возможностей для технических средств, которые в принципе можно было бы использовать в целях коммуникации в воздухе.    

Прогрессивные компании всегда стараются открыть для себя новые возможности для инвестиций. Аппаратные средства обеспечивают связь воздушным судам, и то, как авиакомпании используют их в сочетании с развивающимся программным обеспечением – и дает возможность достичь необходимых целей: к примеру, бесплатный доступ в Интернет на борту. И участие в подобных проектах выгодно отличает организации, выступающие инвесторами, от других. Компания Gulf Air (Бахрейн) является первопроходцем в сфере развития программного обеспечения для предоставления различного рода сервисов. И компании-участники перспективных проектов будут стараться если не обеспечивать бесплатный доступ к коммуникационному сервису, то хотя бы минимизировать его стоимость для конечного потребителя.

Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что услуга телекоммуникационной связи на борту воздушного судна вскоре определится известным выражением “must-have”: все больше людей в своих авиаперелетах испытывает потребность в интернет-доступе – в не меньшей степени, чем на земле. Компания Etihad Airways (ОАЭ) стала инициатором агрессивной политики развития в данном направлении, в планы которой входило снабдить свои воздушные суда возможностью коммуникационных услуг (Wi-Fi и мобильная связь) к началу 2015 года. Таким образом, данная авиакомпания наверняка станет одной из первых во всем мире, кто в полной мере внедрит подобные услуги в масштабе своего воздушного флота.   

Предоставление услуг связи и доступа в Интернет на борту – один из дифференцирующих конкурентных показателей в этом бизнесе. Профильные компании будут разрабатывать новые мобильные технологии и приложения, которые создадут дополнительный комфорт для пользователей не только на борту воздушного транспорта, но и на территории специализированных точек доступа, созданных на всем протяжении коммерческих маршрутов.